postheadericon Что делать, если ребенок нецензурно выражается

rebenok-matКогда чадо достигает возраста 2-3 лет, родители озабочены выбором подходящего садика, обращают особое внимание на круг общения своего отпрыска. И вот, несмотря на все принятые меры и предосторожности, в один из дней вы слышите непотребное слово, озвученное своим милым мальчиком или девочкой. Все в панике, шоке и прострации. Неужели все родительские усилия пошли прахом?

Откуда ноги растут?

Здесь существует несколько вариантов.

Сами виноваты

Нередко мы не замечаем, как в быту произносим слова, что детскому уху лучше не воспринимать. Они проскакивают во время рассказов о неудачах на работе, жалобах на начальника и т.д. во время «взрослых» посиделок. Ими может сопровождаться просмотр футбольных матчей или новостных рубрик папой или дедушкой. Нам только кажется, что ребенок в эти моменты пребывал в своих мыслях, был сфокусирован на «детских» делах. Ведь малышам так хочется быть похожими на старших. Вот и употребляют они ту лексику, что была услышана от «авторитетов».

Детский сад и все-все-все

Обновление лексикона может произойти и во время игр с товарищами по группе. Они ведь тоже стараются подражать действиям и разговорам своих взрослых. О сложившихся ситуациях собственной действительности судят по примеру мамы или папы, употребляя «крепкие» словечки. Редкий, но тоже возможный вариант – эпизодические нецензурные высказывания воспитателей. А ребенок услышал да и повторил.

Всему виной телевизор

Вот только не нужно сейчас грешить на развлекательные недетские телепередачи. Ради интереса посмотрите вместе с ребенком один из новых зарубежных мультфильмов. Нет, конечно, там не будет слов из трех и пяти букв. Зато «придурок», «идиот» и «тупица» встречаются в каждом втором. А ведь они тоже считаются словесным мусором.

Что же делать, как же быть?

  • Начнем с того, чего точно не делать – не ругать. Во-первых, вы не знаете, откуда было почерпнуто высказывание. Вполне возможно, что и от вас.  И в глазах ребенка вы будете выглядеть несправедливым ханжой. Пусть он еще и не знает такого слова.
  • Задумайтесь! Малыш уяснил, что ругательства употребляются, как правило, людьми разозлившимися. Может быть, его поведение – показатель эмоциональной нестабильности, переживаний. Поговорите о том, что чувствует ребенок, спросите, почему он решил охарактеризовать ситуацию именно таким словом.
  • Попросите рассказать, какое значение вкладывает ваше чадо в употребленное слово. Возможно, он просто не знает, какое значение имеет произнесенная им реплика. Если все-таки знает, помогите ребенку подобрать литературные варианты описания собственных чувств.
  • Если дочка или сын высказались подобным образом впервые, можно сделать вид, что вы ничего не заметили. Но в случае, когда это становится способом эпатировать или привлечь внимание, объясните, что есть и другие пути показать свою оригинальность. Обсудите, как это лучше сделать, какими положительными качествами обладает чадо.

Мат как стремление выглядеть успешным

Нецензурщина, по непонятным причинам, — признак авторитета во дворе. Вероятно, ребенку тоже хочется популярности. Вот он и тренируется в домашних условиях в употреблении дерзостей. Ваше дело – детальное разъяснение ошибочности такой модели поведения. Предложите альтернативные пути завоевания внимания окружающих.

Мнение со стороны

Может оказаться, что кто-то внушил вашему ребенку, что он плохой. Тогда ругательства играют роль подтверждения общественного мнения. То есть, обо мне плохо отзываются – буду вести себя так же. Вспомните, возможно, вы сами говорили подобное. Потому что зачастую мы не подбираем выражения. Укоряем за неубранные игрушки, при этом навешивая ярлыки «неряха», «бессовестный», «ленивый». Лучше сформулировать иначе. Например, я расстроилась, потому что ты разбросал свои вещи, или меня огорчает беспорядок в твоей комнате.

И всегда помните, что вы, прежде всего, друг своего отпрыска, а не беспристрастный судья. Не будьте слишком строги к подрастающему малышу, умейте обойтись без криков и обвинений в любой ситуации. Уязвить ребенка – дело нетрудное, а вот вернуть его веру в себя – намного сложнее.

О том, как формировать самооценку в детском возрасте, читайте здесь.

Comments are closed.