postheadericon Психологическая готовность ребенка к школе

729828-back-to-school-kids-jan-25Заботливые родители, готовя свое чадо к школе, как правило, делают усиленный упор лишь на интеллектуальную подготовку, забывая при этом о психологической и эмоциональной составляющей. Хрупкость и неустойчивость которой, порой может стать основополагающей причиной  в трудностях адаптации ребенка к учебном процессу.

Навыки чтения, счета и письма послужат отличной базой для поступления в первый класс, но при этом необходимо определить готовность к умственному труду в целом.

Чему следует уделить  особое внимание?

Child portraitНачнем с того, что развитие — вещь сугубо индивидуальная, но приблизительно к 6 годам ребенок поднимается на новую ступень взросления. Выражается это тем, что у него возникает  непреодолимое желание познавать новое, открывать для себя увлекательный мир знаний, применять уже освоенные навыки и умения в жизни, а главное, постоянная потребность в играх и развлечениях уходит на второй план. Все эти признаки могут указывать на готовность приступить к систематическим учебным занятиям.

Итак,  формирование  психологической готовности включает в себя 4 важных  компонента, которые тесно взаимосвязаны друг с другом.

  • Социально-нравственная  готовность определяет навыки и способности ребенка находить контакт со сверстниками и успешно взаимодействовать с ними в коллективе. Новая социальная среда будет требовать от дошкольника совместного выполнения коллективных заданий,  тесного общения со сверстниками, умения договариваться и при этом отстаивать свои интересы и принципы. Посещение дошкольных учреждений станет огромным преимуществом для социализации ребенка и  облегчит его адаптацию.
  • Волевая и эмоциональная готовность предполагает умение будущего первоклассника владеть собой, способность регулировать свое поведение и  долгое время сосредотачивать внимание на поставленных задачах и не только. Дошкольник должен уметь быстро переключаться при смене учебной деятельности, следовать расписанию, соблюдать  дисциплину и школьные правила, выполнять требования педагога. Культивируйте  детскую самостоятельность и самоорганизацию путем мелких поручений и просьб, эти качества просто необходимы для  будущего первоклассника и развиваются настолько, насколько позволяют им  родители.
  • Мотивационная готовность — это  лояльное и позитивное восприятие школы и учителя, а также формирование положительного отношения к учебному процессу в целом. Ребенок должен понимать свое предназначение, как будущего школьника, свою ответственность за действия и поступки. Необходимо поощрять и стимулировать его порывы к обучению, чтобы приобретение новых знаний приносило ему только радость и заинтересованность. Очень важно, чтобы он понимал истинные цели посещения школы.
  • Интеллектуальная готовность Хороший и уверенный уровень развития познавательных способностей и физических качеств. Сюда можно отнести умения анализировать, мыслить, делать выводы, сравнивать предметы и их качества, уметь находить общие и различные признаки, характеристики, находить причинно-следственные связи. Хорошо развитое логическое и образное мышление, память,  помогут в усвоении  и закреплении полученного материала.
  • Психофизиологическая готовность определяется морфофункциональной  и физической зрелостью. Это и хорошо развитая мелкая моторика и мышцы кисти, правильная  координация движений и ориентация в пространстве и времени, способность воспринимать и копировать  текст или графические узоры, рисунки.

Незрелость и ее причины

Как мы знаем, все идет из семьи и образа жизни,  поэтому причин неготовности  к школе может быть множество, а основные из них:

  • упущения в воспитательном и учебном процессе;
  • нарушение соматического развития, болезненность;
  • невротические расстройства или нарушения ЦНС;

311Не стоит огорчаться, если ваш малыш еще недостаточно подготовлен, всегда есть время разобраться в причинах и следствиях, наверстать упущенное  и откорректировать недостатки.

Очень важно научить дошкольника не пасовать перед трудностями, доводить дело до конца и стремиться к хорошему результату. Заинтересованность самого ребенка (а не взрослого) в достижении поставленных целей должна быть в приоритете.

Родитель лишь может контролировать и оказывать посильную помощь своему чаду в выполнении, и тогда учебный процесс будет приносить ему радость и удовлетворение.

Comments are closed.