postheadericon Учимся определять время

94751_shutterstock_80155651Часто от своего ребенка мы слышим вопросы: «А когда ты придешь?», «А во сколько мы пойдем гулять?». Предполагаемый ответ: «Скоро», «Сейчас» и подобные им. А вот указание точного времени затрудняет его ориентирование, ставит в тупик.

Кстати, родители в последнее время задаются вопросом, нужно ли вообще учить ориентироваться по часам с циферблатом, если есть такие удобные электронные часы, на которых отображается точное время. Ответ – нужно. Именно они учат ориентироваться во времени, развивают его восприятие.

Чему нужно предварительно научить

  • Научите ребенка считать от 1 до 12 – без этого операция провалится уже на первом этапе.
  • Счет – это хорошо, но нужно еще уметь узнавать эти цифры визуально и понимать, что за чем следует.
  • Хорошее упражнение – выстраивание цифр по возрастанию, а потом перемешивание – и уже по убывающей.
  • Определять направление движения минутной и часовой стрелок.
  • Еще нужно научить считать до 30, называя все цифры подряд, и перепрыгивая через пятерки.

Что делать дальше

  1. Начните с непосредственного представления «часов». Можно придумать коротенькую сказку о старичке-часовичке, который живет в часах и помогает людям все успевать и никуда не опаздывать и т.д.
  2. Разберите по частям все видимые элементы часов: циферблат, часовая, минутная, секундная стрелки. Расскажите, зачем нужны крупные и мелкие деления. Это может выглядеть как продолжение сказки: «У старичка-часовичка есть верные помощники – стрелки. Одна из них очень быстрая, все время куда-то спешит. Она показывает секунды. У нее есть напарница – минутная стрелка, которая все время догоняет секундную. Самая медленная – часовая. Она никуда не спешит, важничает и старается не встречаться с младшими подругами». Акцентируйте внимание на моментах, когда  стрелки встречаются друг с другом (на 12 часах), когда они превращаются в одну (6 часов).
  3. Начните с определения точного времени: минутная стрелка время от времени заходит в гости к своему другу – цифре 12. Но задерживается у него всего лишь на минутку. Когда минутная стрелка в гостях, часовая указывает точно на какую-то цифру (1, 2 и т.д.). Значит, сейчас именно столько часов.
  4. Расскажите  о том, что такое полчаса. Можно нарисовать циферблат в виде торта и «оттяпать» его половину. Или рассказать, что у минутной стрелки есть подруга – 6, к которой она заходит в гости через каждые полчаса. А чтобы узнать, половину какого времени прошла минутная, посмотрите на часовую. Если она находится ниже 12, то  это полчаса после полудня. Способ второй – акцентировать внимание на цифре, к которой минутная стремится: половина первого, второго и т.д. Нужно определиться только с одним вариантом развития событий. Изложению двойной версии последует полный когнитивный диссонанс.
  5. Учить минуты лучше тоже по нарисованному циферблату, поле которого разделено на минутные секторы. Нюанс номер один: увидев, что стрелка находится, например, на цифре 2, ребенок скажет, что это 2 минуты. Нужно предварительно ввести его в курс дела и ориентировать на мелкие черточки-деления, по которым стрелка определяет минуты. Пусть сначала ребенок на вопрос о времени отвечает «два часа пятнадцать минут», а не более сложное «без двадцати три, без пяти шесть». Слишком большой объем информации может быть просто не усвоен.

Важное правило!

Не нужно силой заставлять своего сына или дочку определять время. Он или она самостоятельно заинтересуется этим моментом, когда будет нужно. Постарайтесь организовать все «как бы между прочим»: попросите через 10-15 минут напомнить выключить духовку или дайте задание собраться на прогулку в течение 20 минут и т.д.

Comments are closed.